← на главную

Также читайте:



Альтернативная медицина. Официальный статус и реальная действительность

Альтернативная медицина. Официальный статус и реальная действительность
23.08.2009
Методы альтернативной медицины используются практически повсеместно. Мы не располагаем статистическими данными об их применении в нашей стране. Такой анализ, вероятнее всего, не проводился и не может быть проведен в ближайшее время, поскольку нет должного учета всех специалистов в этой области — как дипломированных, так и недипломированных. Подобную работу провел S. Fulder в Великобритании и других европейских странах. Путем опроса и анкетирования врачей-профессионалов было установлено, что количество консультаций у врачей альтернативного типа достигает 13 млн в год, т.е. к ним прибегают в каждом четвертом случае.

Ведущее по численности место в Великобритании занимают обращения к специалистам по хиропрактике, иглоукалыванию, остеопатии, гомеопатии и др. Количество таких обращений составляет в среднем 6% от числа визитов к лечащим врачам. Всего так работают (т.е. получают гонорары за лечение и оказание медицинской помощи от всех обратившихся) 7,5 тысяч врачевателей. Примерно половина из этого числа по несколько лет обучалась на курсах при официальных учебных заведениях. Число практиков в этой области медицины возрастает в 5 раз быстрее, чем число врачей в официальной медицине. Альтернативные методы используют также около 2,5 тыс. дипломированных врачей. Вероятно их число намного больше в других европейских странах. При анкетировании было выявлено желание 80% врачей общей практики заниматься изучением альтернативных методов лечения и выяснено, что 1/3 их направляет своих пациентов к врачевателям [Fulder S.]. В основном это относится к наиболее популярным методам: иглотерапии и гомеопатии. Что заставляет больных в развитых европейских странах обращаться к врачевателям? Все те же причины — неудовлетворенность общепринятым лечением. Проведенные в Голландии исследование показало, что 40% больных, которые лечатся у врачевателей, обратились к ним после безрезультатного лечения средствами традиционной медицины. Аналогичные данные приводят R. Boden и соавт. по Австралии, где не столько вера, сколько необходимость приводит пациентов к специалистам по альтернативной медицине. Официальная медицина длительное время внушала мысль о своем превосходстве и создавала вокруг альтернативных методов терапии неблагоприятную атмосферу. Тем не менее заболевший человек мало обращает внимание на всякого рода критику, он ждет помощи. R. Avina и L. Schneiderman сравнивают пациентов с «покупателями, недовольными обслуживанием», которые обращаются к врачевателям под влиянием печального опыта в процессе личных контактов с общепринятой медициной. Эти обстоятельства нельзя не учитывать. В этой связи бывший президент Британской медицинской ассоциации принц Чарльз (цит. по S. Fulder) отметил: «То, что сегодня считается неприемлемым, вероятно завтра станет нормой, и следует учитывать те дополнительные методы лечения, которыми мы долгое время пренебрегали».

Объем медицинской помощи, оказываемый врачевателями-практиками в Великобритании, по данным д-ра С. Фулдера
Специальность Число посещений в неделю Общее число практиков без медицинского образования Количество посещений в год на 1 млн человек
Гипнотерапия 26 530 1,7
Гомеопатия 21 360 0,4
Иглоукалывание 42 758 1,7
Мануальная терапия 19 3115 3,1
Натуротерапия 103 215 1,2
Остеопатия 53 800 2,2
Психосоматическая терапия 12 236 0,15
Радионика 121 176 1,1
Хилерство и хиропрактика 89 540 1,8
Прочие 374
Всего 40 7407 12,7

Каким же статусом обладают альтернативные методы лечения в различных странах? В Европе и Америке идет непрерывная конфронтация между официальной и альтернативной медициной по вопросу признания и регистрации нетрадиционных методов лечения. В большинстве стран официально альтернативные методы лечения запрещены. Однако этот запрет нарушается как врачами, направляющими своих пациентов к врачевателям, так и врачевателями и больными. Поскольку есть опасность проникновения в сферу альтернативной терапии шарлатанов, в ряде стран предпочитают, чтобы ею занимались дипломированные врачи, что, правда, не всегда удается, да и не входит в традиции многих стран (Великобритания, Германия и др.).

Вероятно, наиболее благоприятный статус по применению альтернативных (в данном случае традиционных) методов лечения имеют Китай и Россия, где многие методики узаконены. В Китае наряду с современной медицинской школой существует и успешно развивается традиционная китайская медицина. Больной имеет равный выбор в своем лечении и может отдать предпочтение как современному врачу, так и врачу народной медицины. На вопрос о том, как ведет себя пациент в условиях равноправия двух медицинских школ, доктор Су Лян бао ответил, что больной посещает одну из поликлиник до тех пор, пока не разочаруется в лечении, и далее уходит в другую, но при этом многие врачи современной школы умеют лечить народными средствами и пользуются ими.

В России из большого перечня альтернативных методов чаще всего используют гипнотерапию, психосоматическую терапию, мануальную терапию, фитотерапию, гомеопатию, лечение голодом, различные массажи, иглотерапию. Весь этот список узаконен в официальной медицине и имеет твердый юридический статус.

В последние году отмечается все возрастающий интерес к этим методам, что прослеживается по обращениям больных к специалистам альтернативной медицины, открытию множества хозрасчетных лечебных учреждений данного профиля, заинтересованности врачей пройти стажировку по указанным специальностям. Многие специалисты общей подготовки считают эти методы необходимыми для повседневной деятельности и стремятся получит такие навыки.

В настоящее время спрос на обучение некоторым методикам существенно опережает предложение, что используется нередко недостаточно подготовленными людьми, которые берутся за такое обучение, в результате чего возрастает число некомпетентных лиц. Вопрос о степени компетентности остро стоит как за рубежом, так и в нашей стране, поскольку всегда есть угроза развития шарлатанства.

Небезынтересно отношение к альтернативным методам в США, где наблюдается сильное сопротивление использованию природных средств и народных методов лечения. Подробный анализ этого вопроса провели F. F. Kao и G.McRae в работе «Китайская медицина в Америке: тернистый путь к универсальной медицине». Работа начинается с фразы: «Может показаться парадоксальным, что страна с наиболее развитых медико-биологических систем здравоохранения прибегает к помощи традиционной китайской медицины. И все же среди пациентов США она пользуется спросом. Представители современных медицинских профессий в целом выступают против такой лечебной практики, несмотря на ее эффективность». Практикующие врачи, чье образование должно было бы направить их по пути всестороннего исследования, вместо научного поиска разгадки сути альтернативных методов встали в ряды слепой, догматической оппозиции к ней, вызванной неприемлемостью ее теории и финансовыми соображениями. Китайская медицина стала использоваться в США в основном в 70-х годах, в период расширения связей между Востоком и Западом. Реакция американских медиков на ее внедрение варьировала от слабого, но полного надежд интереса до острого скептицизма и недоверия, цинизма и откровенной враждебности.

Поскольку специфика законов отдельных штатов США различна, ситуация была неоднородна по всей стране. Администрация по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами отнесла некоторые методы к разряду исследовательских медицинских приемов, которые должны применяться только врачами или под строгим врачебным контролем при исключительных обстоятельствах. Но росло число частно практикующих врачей и клиник, где использовались нетрадиционные для современной медицины методы. В ряде штатов были организованы курсы для обучения врачей и дантистов. В то же время большому числу опытных восточных специалистов официально запрещалась практика, поскольку они не имели диплома. Возникло противоречие между желанием американцев лечиться альтернативными методами и не менее сильным желанием медиков-профессионалов препятствовать этому. В основном борьба разгоралась по поводу использования акупунктуры. Некоторые иглоукалыватели подвергались аресту за практику без лицензии, которую получить было практически невозможно, многие были объявлены шарлатанами.

Одновременно формировались новые взаимоотношения между традиционными и альтернативными методами лечения. Сторонники холистического движения — массажисты, диетологи, физиотерапевты, психотерапевты, владельцы восстановительных (реабилитационных) центров — начали более широко применять восточные методы лечения, получив подготовку на ускоренных курсах. Прослеживается стремление студентов изучать альтернативные методы лечения, что не всегда поддерживается руководителями медицинских учебных заведений. Как и в нашей стране, в США невозможно назвать точное количество специалистов с дипломом и без классического медицинского образования, которые пользуются альтернативными методами лечения.

Совсем иное положение во многих странах Азии и Африки. Они не однородны по экономическому и культурному уровню развития. Если в Китае происходит слияние европейской и национальной медицины, которое приносит уже сейчас положительные результаты, то в развивающихся странах доминируют народные средства лечения и современная медицина доступна незначительному проценту жителей.

Необходимо отметить, что и сама народная медицина не прошла окончательно путь эволюционного отбора наиболее рациональных методов и несет много элементов предрассудков и религиозных влияний. В африканской медицине традиционно важную роль играет в то, что на благополучие ныне живущих людей активно влияют духи умерших предков. Болезнь рассматривается как несчастье не только одного человека, а целой группы людей. Если западная медицина сосредотачивает внимание на конкретном больном, то народная африканская медицина учитывает социальный контекст болезни. На примере Нигерии показано, что 95% больных лечатся методами традиционной медицины. При отсутствии должного числа дипломированных врачей на каждые 500 жителей приходится один хилер. Они держат свои рецепты в секрете и передают их лишь сыновьям и ученикам. Каждый хилер проходит длительный период ученичества, в котором он обязан изучать не только целебные свойства лекарственных растений, но и мифологию. Его посвящают в таинства природы и мира тьмы и теней. Он живет в особом мире, не доступном для остальных членов общины. В обществе у хилера особый статус, ему предписывается как исцелять, так и отводить несчастья. Хилер не только лечит травами и осуществляет оперативные вмешательства, но и прибегает к заклинаниям.

Аналогом хилеров в других странах являются шаманы, которые были основными лекарями у сибирских народов, и последние из них дожили до 70-х годов. У тех и других (хилеров и шаманов) возникала проблема с психологической адаптацией народов к современной цивилизации и урбанизации, которая сопровождается большой психологической нагрузкой и частыми срывами. В этой связи в африканских развивающихся странах в области психиатрии и психотерапии предпочтение отдается национальным методам воздействия с учетом социальных аспектов. Хилерство является моделью исторического развития медицины прошлых веков.

Хилеры различают распространенные и легко распознаваемые болезни и лечат их с помощью полученных от предков средств. Хирургические вмешательства ограничиваются в основном удалением зубов, вскрытием абсцессов, обрезанием, кровопусканием, использованием кровососных банок, лечением переломов. Вместе с тем хилерство в Африке и Азии является еще недостаточно оцененным слоем народной медицины. Современный врач мог бы многому научиться у хилера, и прежде всего — целостности подхода к лечению с учетом всего многообразия причин и возможных последствий болезни. Приемы народной медицины признаются населением, поскольку врачеватели хорошо владеют ими, кроме того, это лечение может быть применено повсеместно, даже в самых отдаленных уголках развивающихся стран, куда еще не проникла современная медицина.

Но следует заметить, что в развивающихся странах протекает и процесс размывания народной медицины. Эти страны входят в период внедрении фармакотерапии. Постепенно сокращается число народных врачевателей и возрастает число дипломированных врачей. Молодежь, усваивая методы и принципы современной медицины, теряет веру в народную медицину, которая ассоциируется у нее с отсталостью, знахарством и шарлатанством. Будет крайне досадно, если народная медицина развивающихся стран пойдет тем же путем, что и наша, утратившая многие национальные традиции.

Источник: «Альтернативная медицина» под редакцией профессора Н. А. Белякова, Санкт-Петербург



Интернет-журнал о здоровом образе жизни Sportzal.Com

Ваши комментарии (1) добавить ↓

  1. Все верно написано,только в России не все так гладко, как в статье. Если в тех же США достаточно купить лицензию и начать заниматься целительской деятельностью, то в России существует целый ряд дополнительных ограничений. Надо сдавать экзамены медицинским комиссиям, хотя 93% врачей не приемлют альтернативную медицину, требуется иметь медицинское образование, которое почему-то не помогает самим врачам вылечивать неизлечимые, хронические и смертельные болезни и т.д. Есть такие целители, которым достаточно взглянуть на человека и они расскажут все о его проблемах, как они возникли и при каких обстоятельствах. Никакие самые современные диагностические приборы не обнаружат и малой части того, что способен рассказать такой целитель, причем больной тут же подтвердит все сказанное, а при нажатии на проблемное место, даже если он не имеет понятия о своем заболевании, ощутит в этом месте боль, но таким талантам никогда не позволят нормально работать, боясь конкуренции. В других странах все намного проще: плати налоги и занимайся любой деятельностью, не связанной с криминалом.

    maksim1961 | Ноябрь 23, 2013 : 2:20 дп

Оставить комментарий