← на главную

Также читайте:



Кто такой психолог? Часть 3

Кто такой психолог? Часть 3
21.08.2009
Каждому возрасту соответствуют определенные нормы совершенства в развитии той или иной функции, тех или иных умений. Это уровень так называемого «актуального развития человека». Но существует и то, что сегодня человек сможет делать только в сотрудничестве с другим. Это уровень потенциального развития, или зона ближайшего развития. Почему такое сотрудничество свидетельствует о потенциальном развитии? То, что сегодня человек сможет делать только с помощью другого, завтра он научится делать самостоятельно. В сотрудничестве психолога и клиента, в совместной работе в зоне ближайшего развития заключена тайна развития человека, тайна решения его проблем.

Продолжение. Часть 1 смотри здесь. Часть 2 смотри здесь.

Функция психолога — повивальное искусство

Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит.

Сократ

Сократ (античный мыслитель, первый афинский философ) любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство, сравнивая его с философским методом — майевтикой: «Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела».

Майевтика (греч. Μαιευτική — букв. — повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

Вступать в диалог с Сократом означало держать «экзамен души». Своих слушателей он считал, в первую очередь, друзьями, а уже потом учениками. Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой всегда стоит серьезная цель — вынудить собеседника обнаружить себя, свое незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, — познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам. Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. Если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению.

Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна. Душа, по Сократу, госпожа тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это господство и есть свобода, которую Сократ называет самообладанием. Человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях: «Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда как невежество ведет к поражению от самого себя». Себе он отводил в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват. Человеческая душа подчинена своим собственным законам, которые отнюдь не произвольны; познавая себя, мы должны делаться лучше. Если кто-то поступает плохо, значит он еще не знает того, как надо поступать на самом деле, и после того, как его душа будет очищена от ложных предрассудков, в ней проявится природная любовь к добру. Точно так же, нельзя и по-настоящему любить, не зная, что такое любовь и что должно быть истинным предметом влечения.

Как решаются проблемы

Человек — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.

Человек не пустой сосуд, который психолог призван заполнить знаниями и поведенческими нормами. Это личность, которая не сформируется когда-то в будущем, а существует изначально, но еще не проявила, не осознала себя и нуждается в помощи психолога. Развитие — это непрерывный процесса самодвижения, характеризующегося в первую очередь «непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях». Метод Сократа является прообразом эвристического обучения, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний. Эвристическое обучение — непрерывное открытие нового (эвристика — от греч. heurisko — отыскиваю, нахожу, открываю). В основе эвристического метода лежит принцип «обучение через открытие». Человек должен быть поставлен в положение первого исследователя определенной проблемы и, вспышкой понимания, самостоятельно найти ее решение и сделать выводы. Это главное в работе психолога, это и есть путь решения проблем посетителей. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения. Психолог — не главный человек в процессе развития, а первый среди равных ему, ведущий и ведомый одновременно. Сократ не рожал за того, кто должен рожать, тот кто рожал, рожал с болью и риском, а Сократ разработал только вспомогательное средство, майевтику. За другого ведь понять невозможно.

Место действий психолога — зона ближайшего развития

Психология — это не теоретические знания психолога, а навыки личности.

Не так уж много событий в науке ХХ века будут волновать ученых в ХХI. К числу таких событий можно отнести открытие Л. С. Выготского в области психологии развития зоны ближайшего развития. Что же это такое — зона ближайшего развития? Выражаясь образно, психика человека находится одновременно в двух состояниях — твердом и жидком. Что-то в ней уже устоялось, оформилось, отвердело. А что-то, напротив, еще «течет и меняется», еще только ищет свою форму отливки. Первое состояние называется актуальным, второе состояние представляет собой зону ближайшего развития — область несозревших, но созревающих процессов. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые человек может решить лишь с помощью другого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач. Согласно  Л. С. Выготскому, развитие человека (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве.

Развитие, по Л.С.Выготскому, имеет две линии: натуральную и культурную. Натуральное развитие — это взросление организма, становление физических и физиологических систем. Культурное развитие — это развитие высших психических функций (ВПФ). Развитие ВПФ происходит в процессе диалога, общения людей. По существу такое общение есть обучение. Высшие психические функции возникают и развиваются в процессе обучения и не могут возникнуть иначе, они не даны человеку от природы. Культурное развитие человека происходит только в процессе овладения новыми культурными инструментами, а этот процесс всегда социален и предполагает наличие кого-то, кто выступает в качестве носителя культурного опыта, то есть более знающего другого. Для того чтобы человек смог овладеть культурными инструментами, его должен кто-то с ними познакомить, раскрыть заложенную в них сущность и научить с ними работать. Следовательно, существует период, когда два человека вступают в совместную деятельность по овладению новыми культурными инструментами. Человек может овладеть, а затем и присвоить только те навыки, знания и умения, которые попали в его зону ближайшего развития благодаря совместной деятельности с более умелым другим и не превысили возможности этой зоны. Происходит, по словам Л. С. Выготского — «вращивание извне внутрь»«. Основное свойство зоны ближайшего развития — ее «диалогичность»: психолог и посетитель включены в процессы взаимообмена, которые предполагают совместное создание чего-то нового. Одной из предпосылок успешной работы психолога является «прощание» человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на «незнакомую территорию».

Таким образом, человек развивается в ситуации сотрудничества. Сотрудничество, как объяснялось выше, предполагает диалог. Начинается оно с умения психолога грамотно определить зону актуального развития. Тогда человек в процессе развития сможет опираться на свой опыт и не сломается, не разуверится в своих силах. Другое необходимое качество — умение ставить вопросы: так, чтобы они оказывались в зоне ближайшего развития человека. Этому умению психологу обязательно надо учиться. Общению, сотрудничеству и диалогу, а не методикам. Методики — дело наживное. А вне общения они мертвы. Тогда психолог будет безошибочно «попадать» в зону ближайшего развития своих посетителей и успешно работать на ее расширение и на личностное развитие. В опосредствовании, точнее, в посредническом акте заключена тайна развития. Именно такое «включение» происходит в совместном, совокупном действии развивающегося субъекта с Другим — посредником. Совокупное действие, акт посредничества — это больше, чем ассимиляция, усвоение, это сотворчество. Человек всегда вносит свой вклад в осуществление совокупного посреднического акта, который, конечно же, является прежде всего вкладом в самого себя, в свое поведение и самосознание. Главным в сотворчестве по логике Л. Выготского является Другой — непосредственный носитель бытийных смыслов. Поэтому не «сила вещей», а «связь людей» определяет развитие высших психических функций и сознания. Ну, почему, скажем, Сократ рассуждал каким-то образом, строил диалог, в котором выступают определенные человеческие качества? Почему потом это люди помнят, воспроизводят, продолжают дальше? — это самое большое чудо, которое только бывает. Чудо рождения нового человека.

Наберись смелости — сделай попытку

Когда люди говорят «я не могу», на самом деле это означает «я не хочу».

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. «О вы, подданные мои, — обратился к ним царь, — у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головой. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут его открыть. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его рассматривать и ощупывать, затем пытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо, замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Надо было только попытаться понять, в чем дело, и смело действовать. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».

В статье использованы работы: З. Фрейда, А. Адлера, Ф. Виттельса, Э. Берна, К. Г. Юнга, В. Савельева, Л. С. Выготского, С. Киркегора, Дили Еникеевой, А. С. Спиваковской, Д. Карнеги, Б. Хубера, Р. Мэя, А. Бебеля.

Автор: И. Гринь, практический психолог, г. Киев



Интернет-журнал о здоровом образе жизни Sportzal.Com

Ваши комментарии (2) добавить ↓

  1. Занимательная и интересная статья у вас. В отличие от большинства остальных подобных минимум воды! :)

    БAKИHEЦ | Декабрь 28, 2009 : 1:51 пп

  2. Пока еще до конца непонятно, что там происходит, но точно могу сказать, что это не в лучшую сторону!

    CEKPET | Январь 3, 2010 : 2:25 пп

Оставить комментарий